Онлайн-школа Skidooking Kamchatka

14Марта
2017
Отражатель Recco - не замена лавинному датчику! Урок N10. ОТРАЖАТЕЛЬ RECCO – НЕ ЗАМЕНА ЛАВИННОМУ ДАТЧИКУ! На недавнем тренинге по лавинной безопасности слушатели сказали нашему инструктору: «А нам лавинный датчик не очень-то и нужен, у нас в снегоходные костюмы вшиты отражатели Recco!» Ну, круто, конечно, мы очень рады и за курсантов, и за их костюмы. Но вот что хотим сказать: если вы едете кататься на снегоходе в лавиноопасную зону и рассчитываете только на отражатель Recco, то будьте готовы к тому, что с его помощью найдут… возможно, найдут ваш труп. Объясним, почему мы так суровы и категоричны в этом вопросе. ЧТО ТАКОЕ RECCO? Это дорогостоящее поисковое оборудование, предназначенное для использования профессиональными спасательными службами. Оно состоит из двух частей: рефлектора и детектора. Рефлектор – небольшая пластина, маячок, вшитый в одежду или обувь. Наверняка и у вас на одежде есть такой маячок. Детектор – приёмопередатчик, который улавливает сигнал, отражённый от рефлектора. Во всем мире почти 600 горнолыжных курортов используют систему Recco. Спасатели прибывают на место схода лавины в среднем через 5 минут, и у них есть еще около 10 минут на поиск (по статистике, именно в первые 15 минут выживают до 90% попавших в лавину людей). Прекрасно! Но вот только в России есть ВСЕГО ОДНА такая установка – на горнолыжном курорте Роза Хутор. Поэтому запомните: ЕСЛИ ВЫ СНЕГОХОДЧИК И В ОСНОВНОМ КАТАЕТЕСЬ В РОССИИ, ТО СИСТЕМА RECCO – НЕ ДЛЯ ВАС. Для вас – лавинный датчик (он же трансивер, он же бипер), который в комплекте с лавинным рюкзаком, щупом и лопатой ОБЯЗАТЕЛЕН ДЛЯ КАЖДОГО, кто едет в горы. Конечно, если ничего этого у вас нет, а есть только штаны с нашитыми отражателями, то при сходе лавины вы можете надеяться, что ваше тело когда-нибудь найдут спасатели с Recco-детектором. Но лучше не надо. Лучше прочитайте наш урок №9 про то, как выбрать трансивер, купите его себе и тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь!
09Марта
2017
Купил бипер – научись им пользоваться! Урок N9. Купил бипер – научись им пользоваться! Друзья, дальше будет длинно, но тема точно стоит того! Читать всем! В минувшие выходные на горе Большой Мамай, в Бурятии, погиб еще один снегоходчик. После хибинской трагедии прошла всего неделя. У Алексея были с собой хороший бипер, антилавинный рюкзак, и даже был авалунг (устройство для возможности дышать под снегом). Но почти не было шансов выжить: глубина снега над ним составила почти 3 метра (подряд сошли две лавины, рюкзак вытащил его на поверхность, но райдера накрыло второй волной). Его сигнал обнаружили всего через 2 минуты и копали в шесть лопат, но такая толща снега – это почти всегда гарантия удушения и смерти, а он пролежал под снегом четверть часа. @SkidookingKamchatka© снова и снова повторяет: ЕСЛИ ОТПРАВЛЯЕТЕСЬ НА СНЕГОХОДЕ В ГОРЫ, ВЫ ДОЛЖНЫ: * иметь средства противолавинной безопасности: трансивер (он же бипер), щуп, лопату, лавинный рюкзак, и уметь правильно их использовать; * ежедневно проверять работоспособность оборудования! * регулярно отслеживать степень лавинной опасности в данном регионе и следовать предупреждениями соответствующих служб (как раз в данном случае снегоходчики не обратили на это внимание и отправились на опасный склон). Многие из тех, кто впервые отправляется в горы, часто задают вопрос: КАКОЙ ВЫБРАТЬ ТРАНСИВЕР? Лавинные датчики производят пять компаний: Arva Nik-Impex, BCA, Barryfox, Mammut Ortovox и Pieps. И вот что мы хотим сказать: у продукции всех этих производителей есть как свои плюсы, так и свои минусы, но НЕ ТАК ВАЖНО, КАКУЮ МОДЕЛЬ БИПЕРА ВЫ ВЫБЕРЕТЕ – ВАЖНО, КАК ХОРОШО ВЫ НАУЧИТЕСЬ ИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ! Да, именно так, и никак иначе! Потому что можно купить топовую модель и попасть в ситуацию, когда бипер не был включён или он оказался без батареек (как в случае в Хибинах). Поэтому – тренировки, тренировки и еще раз тренировки! МОЖНО ЛИ ПОКУПАТЬ АНАЛОГОВУЮ МОДЕЛЬ? Пожалуй, не стоит. Аналоговые трансиверы – вчерашний день. Они недорогие, у них большой радиус поиска, они работают при более низких температурах (поскольку у них нет ЖК-дисплея). Но они требуют постоянных практических занятий! Поэтому профессиональный спасатель, который несколько раз в сезон тренируется со старым аналоговым бипером, способен обнаружить цель гораздо быстрее, чем новичок – с самым современным прибором. Лучше не рисковать, тем более что вы – наверняка не спасатель. КАКОЙ ТРАНСИВЕР ВЫБРАТЬ – С ДВУМЯ ИЛИ ТРЕМЯ АНТЕННАМИ? Самый современный трансивер – это цифровой, с тремя антеннами. Есть модели с двумя антеннами, выпущенные несколько лет назад, которые до сих пор демонстрируют прекрасные показатели, тот же BCA Tracker DTS. Если у вас такой и вы умеете им пользоваться – ну и продолжайте! Трансивер с двумя антеннами, в принципе, хорош как передатчик – но вопрос в том, как он работает в поиске (у двух антенн погрешность выше – значит, и времени на поиск уйдёт больше). Поэтому, если вы покупаете прибор впервые или обновляете старый, то всё же ЛУЧШЕ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ЦИФРОВОЙ ТРЕХАНТЕННЫЙ ПРИБОР, ВЫПУЩЕННЫЙ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ЛЕТ НАЗАД. * В новых моделях производители регулярно обновляют ПО: вот почему одна и та же модель бипера, выпущенного сегодня и 5 лет назад, будет значительно отличаться по скорости и качеству обработки сигнала. * У современных моделей есть возможность работы с множественными целями, функция маркировки целей (приём и ведение сразу нескольких сигналов от разных биперов), функция дистанционного отключения сигнала (когда пострадавший уже обнаружен, и нужно сконцентрироваться на поиске остальных) – разумеется, это очень удобно. Но, повторимся, всеми этими функциями нужно уметь пользоваться! Совет: Если вы не из тех, кто любит возиться с новой техникой и изучать инструкцию, возможно, самым разумным выбором для вас может стать @backcountryaccess BCA Tracker 2: он прост в управлении и у него настолько удобное, интуитивно понятное меню, что с ним справится даже новичок. КСТАТИ! Это миф – что нужно выбирать разные биперы для детей, новичков, продвинутых райдеров и спасателей. Всё немного проще: есть разные модели биперов, но фокус ровно в том, что В ОПЫТНЫХ РУКАХ ЛЮБОЙ СОВРЕМЕННЫЙ ТРАНСИВЕР ДАСТ НУЖНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. В НЕОПЫТНЫХ – ЛЮБОЙ БУДЕТ БЕСПОЛЕЗНЫМ. Если вы спасатель или продвинутый снегоходчик – вы наверняка и так умеете пользоваться бипером. А если вы новичок, то просто много тренируйтесь (ну, не знаем… ищите, например, закопанный вашими детьми бумажник в снегу, на даче)). Если речь о бипере для ребенка, то, каким бы крутым ни был прибор, ребенок вряд ли примет посильное участие в поисковых операциях. А если, не дай бог, под снегом окажется он сам, то качественный сигнал передаст даже простой двухантенник. Так что при выборе ориентируйтесь на ваши возможности и выбирайте интуитивно понятный лично для вас прибор. И ЕЩЕ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ. Наличие многофункционального бипера часто дает его владельцу чувство ложной защищённости. Но, каким бы современным ни был прибор, у вас всегда должны быть с собой лавинный щуп и лопата! Про щуп многие просто забывают, думая примерно так: «у меня такой хороший бипер, он мне покажет, что вот тут надо копать, возьму лопату и буду копать». Ага, и копать придётся долго. Потому что, чем глубже пострадавший находится под снегом, тем выше погрешность поиска и тем шире зона спасательных работ. А счет идет на секунды! И только щуп может определить ТОЧНОЕ местонахождение человека. С ВАМИ В ГОРАХ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ БИПЕР, ЗОНД И ЛОПАТА! ПРИБОР ЗА 30 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЗА 12 ТЫСЯЧ? Нет, не всегда. Всё зависит от ваших целей. • Если вы нечасто бываете в горах (1-2 раза в год), то вполне достаточно модели начального уровня. • Если больше трёх раз в год, то можно выбирать более продвинутую модель. Думайте, готовы ли вы потратить деньги. Как правило, райдеры, которые имеют финансовую возможность кататься в горах, вполне могут купить себе на ближайшие 5 лет прибор за 20 тысяч рублей – в их случае это очень актуально. • Есть модели почти вдвое дороже, которые дополнительно определяют Т воздуха, имеют компас, USB-разъём, застёжку, активирующую включение прибора, и тд… Пожалуй, USB-разъём – полезная опция, с ней вы всегда сможете обновлять через интернет ПО вашего бипера. Нужна ли лично вам система фиксации прибора на теле, совмещённая с механизмом включения бипера (датчик автоматически включается, когда вы застёгиваете прибор на теле – такая возможность есть у Ortovox и Arva) – решать только вам. Тут всё зависит от вашей ответственности (не забываете ли вы вовремя заменять батареи), потому что даже постоянно включенный бипер при разряженных батарейках – бестолковая вещь. Вообще, Skidooking Kamchatka против лишних функций у трансивера. ТРАНСИВЕР ДОЛЖЕН КАЧЕСТВЕННО ВЫПОЛНЯТЬ ВСЕГО ДВЕ ГЛАВНЫХ ФУНКЦИИ: 1. Передавать сигнал. 2. Искать сигнал. ДОЛЖНЫ ЛИ В ОДНОЙ ГРУППЕ БЫТЬ БИПЕРЫ ОДНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ? Все трансиверы без исключения настроены на одну волну – 457кГц, поэтому приборы разных производителей всегда совместимы друг с другом. Запомните главное: ВСЕ БИПЕРЫ ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНЫ! На сегодня – всё. Делайте репост: это та информация, которую лучше прочитать дважды или трижды, чем ни разу. Про опасность попасть в лавину знает каждый снегоходчик, но все равно каждый год в горах погибает множество райдеров. А знаете ли вы, что в 95% случаев схода лавины виноват сам человек? В школе Skidooking Kamchatka мы подробно рассказываем: • о причинах схода снега; • как вести наблюдение за лавинной обстановкой в месте катания; • как вовремя распознать опасность схода лавины; • как вести себя, если вы или ваши друзья попали в лавину. Всех наших курсантов обязательно сопровождает опытные гиды-проводники. В нашей команде работает Игорь Олегович Сестеров, спасатель I класса, сотрудник Камчатского поисково-спасательного отряда.
07Марта
2017
Едешь в горы - ни шагу без бипера! Урок N8. Едешь в горы – ни шагу без бипера! В воскресенье в Хибинах в лавине, в районе озера Вудъявр, погибли два снегоходчика. Под сход снега попали трое, но один райдер был обнаружен живым. Теперь нет смысла искать виноватых: людей не вернуть. Но трагедии можно было избежать! Как выяснилось, группа из 11 человек (туристы приехали из Архангельска) не была нигде зарегистрирована. Биперы были только у троих райдеров – и один из трёх приборов оказался без батареек! Часто снегоходчики спрашивают: как выбрать бипер? На следующем уроке мы расскажем несколько правил. Но главный принцип один: БИПЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ У КАЖДОГО, КТО ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ГОРЫ! Сегодня нет проблемы выбора лавинного снаряжения, и нет вопроса – какой бипер лучше или хуже. Проблема в том, что люди едут на снегоходе у горы вообще без лавинки. И без бипера, в частности. Или бипер есть, но снегоходчик не умеет им пользоваться. Забывает вставить батарейки, проверить уровень заряда. Снег коварен. Берегите себя!
02Марта
2017
Собрался в дорогу на час – бери запас еды и воды на сутки! Урок N7. Собрался в дорогу на час – бери запас еды и воды на сутки! Сегодня – обещанная история про пятерых «пропавших» райдеров. Андрей Красилов, основатель школы Skidooking: «Несколько лет назад мы с друзьями, опытными квадро- и снегоходчиками, много раз участвовавшими в трофи-рейдах и снегоходных кроссах, решили прокатиться по лесу рядом с деревней, окрестности которой мы знали как свои пять пальцев. Один из нас всю жизнь прожил в этой деревне и мог найти дорогу с закрытыми глазами. Выходной день, прекрасная погода, места знакомые, солнце, мы выехали всего на час, поэтому никто даже не подумал взять продукты. Так, была у кого-то с собой бутылка воды. Что осталось в снегоходах с прошлой поездки, с тем и поехали. Благо, там оказались бумажная карта и навигатор – как потом оказалось, с почти севшими батареями. В первый час все было хорошо. Проблемы начались с того, что один снегоход повредил подвеску. Мы попытались выправить рычаги, чтобы он хоть как-то смог двигаться своим ходом. Потратили на это два часа – и время поездки сразу увеличилось с одного часа до трёх. Так как снегоход был повреждён, пришлось ехать медленнее, и мы приняли решение сократить дорогу. Начали срезать – заблудились. Остановились оглядеться на местности и поняли: заканчивается бензин. Плюс погода резко поменялась: мы выезжали прекрасным солнечным утром, но после обеда началась метель, а день короткий, стало быстро темнеть. Почти ничего не видно. Вот и всё. Поездка из полутора часов уже превратилась в целый день. У нас с собой на пятерых – только бутылка воды, навигатор с севшими батареями и карта, которая без координат – бесполезная бумажка. Телефоны есть у всех, но ни один не работает: связи нет, вокруг глухая зона… Никто из нас реально не понимал, куда двигаться. Едем в одну сторону, в другую – а выбраться не можем. А всё потому, что начали срезать дорогу, ушли с маршрута, вокруг темно – и всё, не узнаём территорию. Судя по времени, за которое мы отъехали от дома, деревня рядом, но вернуться туда мы не можем: темнеет, топливо кончается, снега много, пешком идти невозможно. И тут мы реально начали волноваться: поняли, что придется ночевать в лесу... Спасло только то, что мы каким-то чудом отогрели батарейки у навигатора, постучали по ним, погрели, подышали, в общем – реанимировали. Работали они буквально пару минут, но этих двух минут хватило, чтобы запомнить наши координаты. По бумажной карте, по этим координатам, определили своё местоположение; слава богу, как минимум трое из нас умели это делать – занимались спортивным ориентированием. Плюс карта была правильная, привязанная к шкале координат. Если бы её не было, ночевать бы нам в лесу. По деревьям мы определили стороны света и направление, куда нужно двигаться. Через какое-то время выехали на дорогу – и по ней добрались до деревни. В результате домой мы вернулись через восемь с лишним часов. На въезде в деревню у двух снегоходов из пяти закончился бензин, третий встал, немного не доехав до дома. Никто из нас, конечно, не ждал такого развития событий. А ситуация банальная: поломка, из-за которой потеряли время. Не бросишь же снегоход. Затем – сомнительное решение сократить дорогу: мы изначально ехали непростым путем, добираться обратно им же в темноте было бы дольше и тяжелее, поэтому решили, что срежем. Вот и вся история, которая раскрутилась в цепочку обстоятельств. Как это всегда и бывает, когда что-то пошло не по плану. В конце 90-х к каждому снегоходу Ski-Doo при продаже прилагалась VHS-кассета (потом – диск) с видеоинструкцией, которую многие покупатели тогда ленились смотреть, тем более что она была на английском языке, который не все знали. А там была информация, которая кому-то могла спасти жизнь: как правильно одеваться, какие знаки показывать по дороге, как собраться в путь. Были там и четыре важных правила: 1. Оставь близким информацию о том, куда едешь, каким маршрутом, когда собираешься вернуться. 2. Если едешь к кому-то в гости, оставь его контакты, чтобы с человеком можно было связаться. 3. “Собираешься на час – бери запас еды на сутки”. 4. Не выезжай на снегоходе в одиночку. Я знал их и раньше, но со временем знания притупляются, а опыт заставляет думать, что ты – бог и можешь справиться с любой ситуацией. Это не так, и наша история – тому подтверждение. Поэтому до сих пор на всех своих лекциях я не устаю напоминать эти простые правила.»