Онлайн-школа Skidooking Kamchatka

09Марта
2017
Купил бипер – научись им пользоваться! Урок N9. Купил бипер – научись им пользоваться! Друзья, дальше будет длинно, но тема точно стоит того! Читать всем! В минувшие выходные на горе Большой Мамай, в Бурятии, погиб еще один снегоходчик. После хибинской трагедии прошла всего неделя. У Алексея были с собой хороший бипер, антилавинный рюкзак, и даже был авалунг (устройство для возможности дышать под снегом). Но почти не было шансов выжить: глубина снега над ним составила почти 3 метра (подряд сошли две лавины, рюкзак вытащил его на поверхность, но райдера накрыло второй волной). Его сигнал обнаружили всего через 2 минуты и копали в шесть лопат, но такая толща снега – это почти всегда гарантия удушения и смерти, а он пролежал под снегом четверть часа. @SkidookingKamchatka© снова и снова повторяет: ЕСЛИ ОТПРАВЛЯЕТЕСЬ НА СНЕГОХОДЕ В ГОРЫ, ВЫ ДОЛЖНЫ: * иметь средства противолавинной безопасности: трансивер (он же бипер), щуп, лопату, лавинный рюкзак, и уметь правильно их использовать; * ежедневно проверять работоспособность оборудования! * регулярно отслеживать степень лавинной опасности в данном регионе и следовать предупреждениями соответствующих служб (как раз в данном случае снегоходчики не обратили на это внимание и отправились на опасный склон). Многие из тех, кто впервые отправляется в горы, часто задают вопрос: КАКОЙ ВЫБРАТЬ ТРАНСИВЕР? Лавинные датчики производят пять компаний: Arva Nik-Impex, BCA, Barryfox, Mammut Ortovox и Pieps. И вот что мы хотим сказать: у продукции всех этих производителей есть как свои плюсы, так и свои минусы, но НЕ ТАК ВАЖНО, КАКУЮ МОДЕЛЬ БИПЕРА ВЫ ВЫБЕРЕТЕ – ВАЖНО, КАК ХОРОШО ВЫ НАУЧИТЕСЬ ИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ! Да, именно так, и никак иначе! Потому что можно купить топовую модель и попасть в ситуацию, когда бипер не был включён или он оказался без батареек (как в случае в Хибинах). Поэтому – тренировки, тренировки и еще раз тренировки! МОЖНО ЛИ ПОКУПАТЬ АНАЛОГОВУЮ МОДЕЛЬ? Пожалуй, не стоит. Аналоговые трансиверы – вчерашний день. Они недорогие, у них большой радиус поиска, они работают при более низких температурах (поскольку у них нет ЖК-дисплея). Но они требуют постоянных практических занятий! Поэтому профессиональный спасатель, который несколько раз в сезон тренируется со старым аналоговым бипером, способен обнаружить цель гораздо быстрее, чем новичок – с самым современным прибором. Лучше не рисковать, тем более что вы – наверняка не спасатель. КАКОЙ ТРАНСИВЕР ВЫБРАТЬ – С ДВУМЯ ИЛИ ТРЕМЯ АНТЕННАМИ? Самый современный трансивер – это цифровой, с тремя антеннами. Есть модели с двумя антеннами, выпущенные несколько лет назад, которые до сих пор демонстрируют прекрасные показатели, тот же BCA Tracker DTS. Если у вас такой и вы умеете им пользоваться – ну и продолжайте! Трансивер с двумя антеннами, в принципе, хорош как передатчик – но вопрос в том, как он работает в поиске (у двух антенн погрешность выше – значит, и времени на поиск уйдёт больше). Поэтому, если вы покупаете прибор впервые или обновляете старый, то всё же ЛУЧШЕ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ЦИФРОВОЙ ТРЕХАНТЕННЫЙ ПРИБОР, ВЫПУЩЕННЫЙ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ЛЕТ НАЗАД. * В новых моделях производители регулярно обновляют ПО: вот почему одна и та же модель бипера, выпущенного сегодня и 5 лет назад, будет значительно отличаться по скорости и качеству обработки сигнала. * У современных моделей есть возможность работы с множественными целями, функция маркировки целей (приём и ведение сразу нескольких сигналов от разных биперов), функция дистанционного отключения сигнала (когда пострадавший уже обнаружен, и нужно сконцентрироваться на поиске остальных) – разумеется, это очень удобно. Но, повторимся, всеми этими функциями нужно уметь пользоваться! Совет: Если вы не из тех, кто любит возиться с новой техникой и изучать инструкцию, возможно, самым разумным выбором для вас может стать @backcountryaccess BCA Tracker 2: он прост в управлении и у него настолько удобное, интуитивно понятное меню, что с ним справится даже новичок. КСТАТИ! Это миф – что нужно выбирать разные биперы для детей, новичков, продвинутых райдеров и спасателей. Всё немного проще: есть разные модели биперов, но фокус ровно в том, что В ОПЫТНЫХ РУКАХ ЛЮБОЙ СОВРЕМЕННЫЙ ТРАНСИВЕР ДАСТ НУЖНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. В НЕОПЫТНЫХ – ЛЮБОЙ БУДЕТ БЕСПОЛЕЗНЫМ. Если вы спасатель или продвинутый снегоходчик – вы наверняка и так умеете пользоваться бипером. А если вы новичок, то просто много тренируйтесь (ну, не знаем… ищите, например, закопанный вашими детьми бумажник в снегу, на даче)). Если речь о бипере для ребенка, то, каким бы крутым ни был прибор, ребенок вряд ли примет посильное участие в поисковых операциях. А если, не дай бог, под снегом окажется он сам, то качественный сигнал передаст даже простой двухантенник. Так что при выборе ориентируйтесь на ваши возможности и выбирайте интуитивно понятный лично для вас прибор. И ЕЩЕ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ. Наличие многофункционального бипера часто дает его владельцу чувство ложной защищённости. Но, каким бы современным ни был прибор, у вас всегда должны быть с собой лавинный щуп и лопата! Про щуп многие просто забывают, думая примерно так: «у меня такой хороший бипер, он мне покажет, что вот тут надо копать, возьму лопату и буду копать». Ага, и копать придётся долго. Потому что, чем глубже пострадавший находится под снегом, тем выше погрешность поиска и тем шире зона спасательных работ. А счет идет на секунды! И только щуп может определить ТОЧНОЕ местонахождение человека. С ВАМИ В ГОРАХ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ БИПЕР, ЗОНД И ЛОПАТА! ПРИБОР ЗА 30 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЗА 12 ТЫСЯЧ? Нет, не всегда. Всё зависит от ваших целей. • Если вы нечасто бываете в горах (1-2 раза в год), то вполне достаточно модели начального уровня. • Если больше трёх раз в год, то можно выбирать более продвинутую модель. Думайте, готовы ли вы потратить деньги. Как правило, райдеры, которые имеют финансовую возможность кататься в горах, вполне могут купить себе на ближайшие 5 лет прибор за 20 тысяч рублей – в их случае это очень актуально. • Есть модели почти вдвое дороже, которые дополнительно определяют Т воздуха, имеют компас, USB-разъём, застёжку, активирующую включение прибора, и тд… Пожалуй, USB-разъём – полезная опция, с ней вы всегда сможете обновлять через интернет ПО вашего бипера. Нужна ли лично вам система фиксации прибора на теле, совмещённая с механизмом включения бипера (датчик автоматически включается, когда вы застёгиваете прибор на теле – такая возможность есть у Ortovox и Arva) – решать только вам. Тут всё зависит от вашей ответственности (не забываете ли вы вовремя заменять батареи), потому что даже постоянно включенный бипер при разряженных батарейках – бестолковая вещь. Вообще, Skidooking Kamchatka против лишних функций у трансивера. ТРАНСИВЕР ДОЛЖЕН КАЧЕСТВЕННО ВЫПОЛНЯТЬ ВСЕГО ДВЕ ГЛАВНЫХ ФУНКЦИИ: 1. Передавать сигнал. 2. Искать сигнал. ДОЛЖНЫ ЛИ В ОДНОЙ ГРУППЕ БЫТЬ БИПЕРЫ ОДНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ? Все трансиверы без исключения настроены на одну волну – 457кГц, поэтому приборы разных производителей всегда совместимы друг с другом. Запомните главное: ВСЕ БИПЕРЫ ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНЫ! На сегодня – всё. Делайте репост: это та информация, которую лучше прочитать дважды или трижды, чем ни разу. Про опасность попасть в лавину знает каждый снегоходчик, но все равно каждый год в горах погибает множество райдеров. А знаете ли вы, что в 95% случаев схода лавины виноват сам человек? В школе Skidooking Kamchatka мы подробно рассказываем: • о причинах схода снега; • как вести наблюдение за лавинной обстановкой в месте катания; • как вовремя распознать опасность схода лавины; • как вести себя, если вы или ваши друзья попали в лавину. Всех наших курсантов обязательно сопровождает опытные гиды-проводники. В нашей команде работает Игорь Олегович Сестеров, спасатель I класса, сотрудник Камчатского поисково-спасательного отряда.
07Марта
2017
Едешь в горы - ни шагу без бипера! Урок N8. Едешь в горы – ни шагу без бипера! В воскресенье в Хибинах в лавине, в районе озера Вудъявр, погибли два снегоходчика. Под сход снега попали трое, но один райдер был обнаружен живым. Теперь нет смысла искать виноватых: людей не вернуть. Но трагедии можно было избежать! Как выяснилось, группа из 11 человек (туристы приехали из Архангельска) не была нигде зарегистрирована. Биперы были только у троих райдеров – и один из трёх приборов оказался без батареек! Часто снегоходчики спрашивают: как выбрать бипер? На следующем уроке мы расскажем несколько правил. Но главный принцип один: БИПЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ У КАЖДОГО, КТО ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ГОРЫ! Сегодня нет проблемы выбора лавинного снаряжения, и нет вопроса – какой бипер лучше или хуже. Проблема в том, что люди едут на снегоходе у горы вообще без лавинки. И без бипера, в частности. Или бипер есть, но снегоходчик не умеет им пользоваться. Забывает вставить батарейки, проверить уровень заряда. Снег коварен. Берегите себя!
02Марта
2017
Собрался в дорогу на час – бери запас еды и воды на сутки! Урок N7. Собрался в дорогу на час – бери запас еды и воды на сутки! Сегодня – обещанная история про пятерых «пропавших» райдеров. Андрей Красилов, основатель школы Skidooking: «Несколько лет назад мы с друзьями, опытными квадро- и снегоходчиками, много раз участвовавшими в трофи-рейдах и снегоходных кроссах, решили прокатиться по лесу рядом с деревней, окрестности которой мы знали как свои пять пальцев. Один из нас всю жизнь прожил в этой деревне и мог найти дорогу с закрытыми глазами. Выходной день, прекрасная погода, места знакомые, солнце, мы выехали всего на час, поэтому никто даже не подумал взять продукты. Так, была у кого-то с собой бутылка воды. Что осталось в снегоходах с прошлой поездки, с тем и поехали. Благо, там оказались бумажная карта и навигатор – как потом оказалось, с почти севшими батареями. В первый час все было хорошо. Проблемы начались с того, что один снегоход повредил подвеску. Мы попытались выправить рычаги, чтобы он хоть как-то смог двигаться своим ходом. Потратили на это два часа – и время поездки сразу увеличилось с одного часа до трёх. Так как снегоход был повреждён, пришлось ехать медленнее, и мы приняли решение сократить дорогу. Начали срезать – заблудились. Остановились оглядеться на местности и поняли: заканчивается бензин. Плюс погода резко поменялась: мы выезжали прекрасным солнечным утром, но после обеда началась метель, а день короткий, стало быстро темнеть. Почти ничего не видно. Вот и всё. Поездка из полутора часов уже превратилась в целый день. У нас с собой на пятерых – только бутылка воды, навигатор с севшими батареями и карта, которая без координат – бесполезная бумажка. Телефоны есть у всех, но ни один не работает: связи нет, вокруг глухая зона… Никто из нас реально не понимал, куда двигаться. Едем в одну сторону, в другую – а выбраться не можем. А всё потому, что начали срезать дорогу, ушли с маршрута, вокруг темно – и всё, не узнаём территорию. Судя по времени, за которое мы отъехали от дома, деревня рядом, но вернуться туда мы не можем: темнеет, топливо кончается, снега много, пешком идти невозможно. И тут мы реально начали волноваться: поняли, что придется ночевать в лесу... Спасло только то, что мы каким-то чудом отогрели батарейки у навигатора, постучали по ним, погрели, подышали, в общем – реанимировали. Работали они буквально пару минут, но этих двух минут хватило, чтобы запомнить наши координаты. По бумажной карте, по этим координатам, определили своё местоположение; слава богу, как минимум трое из нас умели это делать – занимались спортивным ориентированием. Плюс карта была правильная, привязанная к шкале координат. Если бы её не было, ночевать бы нам в лесу. По деревьям мы определили стороны света и направление, куда нужно двигаться. Через какое-то время выехали на дорогу – и по ней добрались до деревни. В результате домой мы вернулись через восемь с лишним часов. На въезде в деревню у двух снегоходов из пяти закончился бензин, третий встал, немного не доехав до дома. Никто из нас, конечно, не ждал такого развития событий. А ситуация банальная: поломка, из-за которой потеряли время. Не бросишь же снегоход. Затем – сомнительное решение сократить дорогу: мы изначально ехали непростым путем, добираться обратно им же в темноте было бы дольше и тяжелее, поэтому решили, что срежем. Вот и вся история, которая раскрутилась в цепочку обстоятельств. Как это всегда и бывает, когда что-то пошло не по плану. В конце 90-х к каждому снегоходу Ski-Doo при продаже прилагалась VHS-кассета (потом – диск) с видеоинструкцией, которую многие покупатели тогда ленились смотреть, тем более что она была на английском языке, который не все знали. А там была информация, которая кому-то могла спасти жизнь: как правильно одеваться, какие знаки показывать по дороге, как собраться в путь. Были там и четыре важных правила: 1. Оставь близким информацию о том, куда едешь, каким маршрутом, когда собираешься вернуться. 2. Если едешь к кому-то в гости, оставь его контакты, чтобы с человеком можно было связаться. 3. “Собираешься на час – бери запас еды на сутки”. 4. Не выезжай на снегоходе в одиночку. Я знал их и раньше, но со временем знания притупляются, а опыт заставляет думать, что ты – бог и можешь справиться с любой ситуацией. Это не так, и наша история – тому подтверждение. Поэтому до сих пор на всех своих лекциях я не устаю напоминать эти простые правила.»
19Февраля
2017
Прежде чем отправиться в путь Урок N6. СНЕГОХОДНЫЙ ТУР Прежде чем отправиться в путь Казалось бы, что проще: надеть экипировку, кинуть в рюкзак пару бутербродов и термос с гоячим чаем, завести снегоход и отправиться с друзьями в лес. Не спешите! В данном случае спонтанность – враг вашей безопасности. Даже когда вы едете в лес на пару часов, даже по знакомому маршруту, даже с надёжной компанией опытных снегоходчиков – собирайтесь так, как будто вам предстоит долгая дорога по незнакомой местности, полной препятствий. Потому что в пути бывает всякое. Не хотим пугать, но предупредить – обязаны! Итак, прежде чем отправиться в путь, нужно: 1. Изучить по карте предстоящий маршрут 2. Собрать все необходимые вещи (см. ниже) для дневного путешествия. Если в планах ночёвка, то собираться нужно более основательно. 3. Убедиться, что на день поездки в вашей местности нет штормового предупреждения. Если едете в горы, убедитесь, что нет лавиноопасной ситуации. 4. Предупредить близких о своем маршруте, времени возвращения и о каналах связи в случае непредвиденных обстоятельств. Что взять с собой: 1. Запас топлива и масла 2. Запасной ремень вариатора 3. Средства для розжига (зажигалка на керосине или бензине, водонепроницаемые спички, сухое горючее) 4. Аптечку первой медицинской помощи 5. Навигатор 6. Заряженный мобильный телефон (при возможности – спутниковый телефон) 7. Для гор – лавинное снаряжение 8. Необходимые инструменты (мультитул-нож, армированный скотч, веревка-трос, снежная лопата, складная пила) 9. Фонарик с запасными батарейками 10. Запас еды (лучше в термобоксе), термос с горячим чаем 11. Запасные очки, теплые перчатки, подшлемник, шапку, носки, толстовку 12. Компас, бумажную карту местности