Наш эксперт Андрей Красилов систематизировал их и назвал «АПЕКС»:
1. А - Анализ склона.
2. П - План А-В-С и D.
3. Е - Единственный на склоне.
4. К -Круговой обзор (Контроль 360°).
5. С - Стоянка в безопасном месте.
Теперь – подробнее.
1. АНАЛИЗ СКЛОНА
- Изучите склон, прежде чем ехать.
- Определите вход и выход так, чтобы избежать столкновения с препятствиями (камни, деревья, обрывы).
- Будьте внимательны к «лысым» местам на заросшем склоне. Возможно, деревья там не успевают вырасти из-за активности лавин.
- Оцените направления ветра. Помните, ветер – главный архитектор лавин!
-Представьте, как бы двигался поток воды по склону, – так же будет двигаться лавина.
- Определите безопасные места.
2. ПЛАН А-В-С и D.
- Мысленно прокатитесь по маршруту. Это ваш план А.
- План B – запасной вариант на случай, если не справитесь с управлением или появятся невидимые препятствия.
- План С – это еще один запасной вариант маршрута.
- План D - маршрут и ваши действия при возможном сходе лавины. Если вы продумали их заранее, то в лавине не станете метаться и терять время, пытаясь понять, что происходит и что делать. Вы будете четко следовать плану D – и тем самым спасете свою жизнь.
3. ЕДИНСТВЕННЫЙ НА СКЛОНЕ.
- Запомните: «один едет, все смотрят». Если все находятся на склоне, то при сходе лавины в ней может оказаться вся группа. Спасать будет просто некому! Всем спасти одного можно, одному спасти всех – нет. Введите в группе правило: «Каждый, кто поехал надо мной, - желает мне смерти».
4. КРУГОВОЙ ОБЗОР. (Контроль 360°)
Заехали на склон - контролируйте ситуацию на 360°. На спуске оглядывайтесь, чтобы убедиться, что сзади не догоняет лавина. Из-за звука двигателя и звукоизоляции шлема услышать крики или звук лавины почти невозможно.
5. СТОЯНКА В БЕЗОПАСНОМ МЕСТЕ.
Место сбора выбирайте так, чтобы был виден весь склон и при сходе лавины вы не оказались в створе ее движения. Паркуйтесь так, чтобы все могли начать движение одновременно. Никто не должен перегораживать путь другому! Наблюдайте, кто находится на склоне. При сходе лавины первое, что необходимо определить, – место, где попавший в лавину был последний раз на поверхности. Это определяет скорость поиска!