Блог

Урок N7. Собрался в дорогу на час – бери запас еды и воды на сутки!

Урок N7. Собрался в дорогу на час – бери запас еды и воды на сутки!

Сегодня – обещанная история про пятерых «пропавших» райдеров.



Андрей Красилов, основатель школы Skidooking:

«Несколько лет назад мы с друзьями, опытными квадро- и снегоходчиками, много раз участвовавшими в трофи-рейдах и снегоходных кроссах, решили

прокатиться по лесу рядом с деревней, окрестности которой мы знали как свои пять пальцев. Один из нас всю жизнь прожил в этой деревне и мог найти дорогу с закрытыми глазами. Выходной день, прекрасная погода, места знакомые, солнце, мы выехали всего на час, поэтому никто даже не подумал взять продукты. Так, была у кого-то с собой бутылка воды. Что осталось в снегоходах с прошлой поездки, с тем и поехали. Благо, там оказались бумажная карта и навигатор – как потом оказалось, с почти севшими батареями.



В первый час все было хорошо. Проблемы начались с того, что один снегоход повредил подвеску. Мы попытались выправить рычаги, чтобы он хоть как-то смог двигаться своим ходом. Потратили на это два часа – и время поездки сразу увеличилось с одного часа до трёх. Так как снегоход был повреждён, пришлось ехать медленнее, и мы приняли решение сократить дорогу. Начали срезать – заблудились. Остановились оглядеться на местности и поняли: заканчивается бензин. Плюс погода резко поменялась: мы выезжали прекрасным солнечным утром, но после обеда началась метель, а день короткий, стало быстро темнеть. Почти ничего не видно. Вот и всё. Поездка из полутора часов уже превратилась в целый день. У нас с собой на пятерых – только бутылка воды, навигатор с севшими батареями и карта, которая без координат – бесполезная бумажка. Телефоны есть у всех, но ни один не работает: связи нет, вокруг глухая зона…



Никто из нас реально не понимал, куда двигаться. Едем в одну сторону, в другую – а выбраться не можем. А всё потому, что начали срезать дорогу, ушли с маршрута, вокруг темно – и всё, не узнаём территорию. Судя по времени, за которое мы отъехали от дома, деревня рядом, но вернуться туда мы не можем: темнеет, топливо кончается, снега много, пешком идти невозможно. И тут мы реально начали волноваться: поняли, что придется ночевать в лесу...



Спасло только то, что мы каким-то чудом отогрели батарейки у навигатора, постучали по ним, погрели, подышали, в общем – реанимировали. Работали они буквально пару минут, но этих двух минут хватило, чтобы запомнить наши координаты. По бумажной карте, по этим координатам, определили своё местоположение; слава богу, как минимум трое из нас умели это делать – занимались спортивным ориентированием. Плюс карта была правильная, привязанная к шкале координат. Если бы её не было, ночевать бы нам в лесу. По деревьям мы определили стороны света и направление, куда нужно двигаться. Через какое-то время выехали на дорогу – и по ней добрались до деревни. В результате домой мы вернулись через восемь с лишним часов. На въезде в деревню у двух снегоходов из пяти закончился бензин, третий встал, немного не доехав до дома.



Никто из нас, конечно, не ждал такого развития событий. А ситуация банальная: поломка, из-за которой потеряли время. Не бросишь же снегоход. Затем – сомнительное решение сократить дорогу: мы изначально ехали непростым путем, добираться обратно им же в темноте было бы дольше и тяжелее, поэтому решили, что срежем. Вот и вся история, которая раскрутилась в цепочку обстоятельств. Как это всегда и бывает, когда что-то пошло не по плану.



В конце 90-х к каждому снегоходу Ski-Doo при продаже прилагалась VHS-кассета (потом – диск) с видеоинструкцией, которую многие покупатели тогда ленились смотреть, тем более что она была на английском языке, который не все знали. А там была информация, которая кому-то могла спасти жизнь: как правильно одеваться, какие знаки показывать по дороге, как собраться в путь. Были там и четыре важных правила:

  1. Оставь близким информацию о том, куда едешь, каким маршрутом, когда собираешься вернуться.
  2. Если едешь к кому-то в гости, оставь его контакты, чтобы с человеком можно было связаться.
  3. “Собираешься на час – бери запас еды на сутки”.
  4. Не выезжай на снегоходе в одиночку.

Я знал их и раньше, но со временем знания притупляются, а опыт заставляет думать, что ты – бог и можешь справиться с любой ситуацией. Это не так, и наша история – тому подтверждение. Поэтому до сих пор на всех своих лекциях я не устаю напоминать эти простые правила.»